ЛЕКЦИЯ 13. ХЕДЖИРОВАНИЕ

  Цель занятия: показать сущность, значение, виды и механизм хеджирования; дать необходимые сведения об изменении цен на физическом и фьючерсном рынках, базис цен.

Учебные вопросы:

1. Понятие и виды хеджирования.

2. Механизм хеджирования и определение возможного месяца хеджа.

3. Базис и факторы, его определяющие.

Введение

  Важную роль в биржевой торговле играют операции хеджирования с целью страхования от ценовых рисков.

  Хеджирование применяется на фьючерсных рынках для защиты сделок от неблагоприятных колебаний цен.

  Ценовой риск присущ любой форме деятельности и отрасли хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, бизнес, финансы).

  Хеджирование всегда имеет место в нашей повседневной жизни. Покупатель автомобиля приобретает страховку, чтобы застраховаться от нежелательной поломки и возможности его утраты. Домовладелец приобретает страховой полис, чтобы компенсировать возможные потери от пожара других стихийных бедствий.

  Эти примеры подтверждают, что хеджирование для потребителей является системой защиты от нежелательного изменения цен и возможных потерь. Хеджирование на фьючерсных рынках – это уменьшение ценового риска, присущего купле-продаже.

  Хеджеры – это лица или компании, владеющие или планирующие владеть наличным товаром и учитывающие, что стоимость товара может изменяться до их участия в продаже или покупке.

  В зависимости от целей выделяют следующие виды хеджирования: обычное, арбитражное, селективное и предвосхищающее.

  Сущность, механизм хеджирования, базис и факторы, его определяющие, рассмотрены в данной лекции.

1. Понятие и виды хеджирования

  Хеджирование – это страхование предпринимателей от возможных убытков в связи с изменением цен на рынке на товары. Принцип страхования состоит в том, что если в сделке одна сторона теряет как продавец реального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсов на то же количество, и наоборот.

   Для хеджера важной особенностью фьючерсных контрактов является то, что они являются обязательными соглашениями. Это значит, что выполнение фьючерсных контрактов на многие товары, иностранную валюту и контракты опционного индекса завершаются поставкой, если покупатель с противоположной стороны контракта не закрыл свою позицию (т. е. не продал вторично, не перепродал контракт) к последнему дню месяца поставки. Он обязан принять товар в выполнение договора и заплатить за него всю сумму.

   Благодаря такой постановочной возможности цены на один и тот же товар на фьючерсном рынке и на рынке физических товаров имеют тенденцию к сближению. Если по каким-либо причинам цены к моменту поставки фьючерсного контракта намного превышают цены рынка физических товаров, торговцы (владельцы контракта) обычно продают фьючерсный контракт, чтобы получить цену против контракта к моменту поставки товара. В результате цена фьючерсного контракта падает и приближается к ценам рынка физических товаров. И наоборот, если цена по фьючерсному контракту ниже по сравнению с наличной ценой, торговец закупает фьючерсные контракты с намерением получить поставку товара, повышая тем самым фьючерсную цену. Естественные рыночные цены выступают в этом случае в роли буфера при сглаживании большой разницы между наличными ценами и ценами по фьючерсному контракту на момент поставки товара.

  Цели и причины хеджирования могут быть различными:

· страхование запасов. В этом случае риск связан с владением реальными товарами и финансовыми институтами, на которые не заключены сделки на продажу по фиксированной цене;

· страхование продукции, т. е. будущий товар или произведенный товар, на который не заключена сделка. В этом случае риск падения цен понизит прибыльность производства;

· страхование соглашения на закупку с фиксированной ценой. Форвардные контракты, обязывающие покупателя принять товар или финансовый инструмент по фиксированной цене, создают для него ценовой риск при падении цен;

· страхование контрагента на продажу с фиксированной ценой. Это обязывает продавца поставить товар или финансовый инструмент в будущем по установленной цене;

· страхование закупок от возможного повышения цены. Производители, использующие сырье для своего производства, несут риск возможного повышения цены при осуществлении закупок в будущие периоды.

  В целом в настоящее время ценовые риски можно отнести к следующим категориям операций:

· продажа и покупка реальных товаров;

· владение процентными инструментами или обязательства их поставки;

· владение иностранной валютой или обязательства их поставки;

· финансовые обязательства, стоимость которых связана с различными индексами.

 Необходимо отметить, что не все риски наличного рынка требуют защиты именно на фьючерсных рынках.

  Например, риск владения запасами при падении цен может быть покрыт либо путем распродажи запасов, либо заключением прямых форвардных контрактов с потребителем по фиксированной цене.

  В тоже время такие методы снижения риска не всегда выгодны по ряду причин. Во-первых, запасы товаров не всегда возможно мгновенно приобрести или ликвидировать, особенно при неблагоприятном движении цен. Эти законы могут быть значительной частью ежедневных производственных операций. Кроме того, продажа запасов не избавляет предприятие от платы за складские помещения, которая может быть довольно высокой. Во-вторых, форвардные контракты по фиксированной цене являются обязательствами, которые нелегко отменить, если изменить условия рынка. И в-третьих, форвардные контракты между принципами влекут кредитные риски, которые многие предприятия не могут оценить и отслеживать.

  Выбранный метод снижения рисков должен иметь следующие свойства:

· быть легкодоступным;

· не затрагивать существенным образом гибкость управления предприятием;

· не заменять ценовой риск на кредитный риск;

· не быть слишком дорогостоящим.

  Этим критериям в полной мере отвечают фьючерсные контракты, которые могут быть легко приобретены и проданы в любое время.

  Хеджирование представляет собой покупку или продажу контрактов на срок по товару, цену которого необходимо застраховать. Хеджирование означает совершение фьючерсной сделки на наличном рынке.

Осуществление операций хеджирования было бы невозможно без тесной взаимосвязи цен реального и фьючерсного рынков. Конечно, на практике цены на реальный товар несколько отличаются от цен фьючерсных контрактов, поэтому идеальное хеджирование почти невозможно. Все же эти отклонения не столь значительны, чтобы не оправдать выгод из хеджа.

Виды хеджирования

  В практике выделяют следующие виды хеджирования: обычное (чистое), арбитражное, селективное и предвосхищающее.

  Обычное (чистое) хеджирование совершается для избежания ценовых рисков и заключения в полном балансировании по времени и количеству, противоположным по направлению обязательств на рынке реального товара и фьючерсном рынке.

 Арбитражное , т. е. учитываются затраты на хранение, хеджирование осуществляется исключительно для извлечения выгоды из ожидаемого благоприятного изменения в соотношении цен реального товара и биржевых котировок с различными сроками поставки.

 Селективное хеджирование – такой вид хеджирования, когда сделка на фьючерсном рынке проводится не одновременно с заключением сделки на реальный товар и не на равное количество. Так, если ожидается повышение цен, то селективный хеджер не будет хеджировать свои законы реального товара, рассчитывая получить прибыль от повышения их стоимости.

 Предвосхищающее хеджирование заключается в покупке и продаже фьючерсного контракта еще до того, как совершена сделка с реальным товаром. Предвосхищающее хеджирование служит в качестве временного заменителя торгового контракта, который будет заключен позже.

  Пример . Предположим, что фермер в мае хочет установить цену на шерсть в октябре. Он тщательно рассчитывает свои общие расходы и заключает, что может продать свою шерсть по цене 800 руб. за 1 кг, чтобы обеспечить умеренную прибыль от годового выкупа шерсти 30 т. Он устанавливает, что декабрьские фьючерсы на шерсть продаются по цене 850 руб. за 1 кг, и поручает своему брокеру продать декабрьские контракты по этой цене. Его поручения выполняются, и фермер имеет договор на продажу 30 т шерсти в декабре по цене 850 руб. за 1 кг шерсти.

  Предположим, что к октябрю цена на шерсть на аукционе упала до 750 руб. за 1 кг, в то время, как декабрьские фьючерсы продаются сейчас по цене 800 руб. за 1 кг. Фермер решает продать шерсть на аукционе и выкупить свой фьючерсный контракт. Он получает 750 руб. за 1 кг шерсти на аукционе и прибыль в 50 руб. за 1 кг на своих фьючерсных сделках. Действительная реализационная цена шерсти составила 800 руб. за 1 кг шерсти. Его хедж, представленный схематически, выглядит следующим образом (табл. 12):

Таблица 12

Схема хеджирования

Наличный рынок

Время

Фьючерсный рынок

Стоимость продукции 800 руб. за 1 кг шерсти

Май

Продает декабрьские фьючерсные контракты по цене 850 руб. за 1 кг шерсти

Продает шерсть на аукционе по цене 750 руб. за 1 кг шерсти

Октябрь

Покупает декабрьские фьючерсные контракты по цене 800 руб. за 1 кг шерсти. Прибыль от фьючерсных сделок: 50 руб. за 1 кг шерсти

ИТОГ: 750 руб. + 50 руб. = 800 руб. за 1 кг шерсти

   Данные табл. 12 свидетельствуют о том, что итоговая цена реализации шерсти составляет 800 руб. за 1 кг чистого веса (50 руб. прибыли по фьючерсам плюс 750 руб., полученные на аукционе).

  В итоге фермер завершил сделку на реальном рынке с потерей 50 руб. за 1 кг шерсти. Однако он застраховался от падения цен на реальном рынке путем продажи, а затем покупки фьючерсных контрактов на фьючерсном рынке, благодаря чему хеджер получил прибыль в размере 50 руб. за 1 кг шерсти.

  Вместе с тем существует несколько причин, вследствие которых хедж на фьючерсном рынке не может обеспечить полного страхования от риска изменения цен.

  Первая причина: наличные цены и фьючерсные цены не обязательно всегда уравниваются по мере приближения месяца поставки. В некоторых случаях это работает на пользу хеджера, в других – против него.

  Вторая причина: качество физического товара, которым хеджер торгует, может не соответствовать стандартному качеству фьючерсного рынка.

  Третья причина: цены на рынках, расположенных в разных местах, разные. Сельский фермер, пользующийся фьючерсами для хеджирования, но продающий свой товар по месту производства, т. е. у себя в районе, должен учитывать возможную разницу между ценой, которую он получает за этот товар, и аукционной ценой на те же товары в крупных торговых центрах.

  Четвертая причина: производитель может не захотеть хеджировать весь объем своей продукции, или, с другой стороны, завод по переработке такой продукции может не захотеть выкупить весь заказ, ранее выставленный на фьючерсном рынке. По этой причине часть физического товара окажется под угрозой риска и нехеджированной.

  Пятой причиной является то, что разница в сроках составляет разницу в цене. Поскольку многие товары не могут поставляться круглосуточно, а только в определенные месяцы поставки, фьючерсные контракты заключаются обычно на тот месяц, который будет еще в будущем в момент заключения сделки на наличном рынке. Это означает, что наличные и фьючерсные цены могут еще не достичь своей максимальной точки сближения к моменту завершения хеджа, т. е. к моменту, когда фьючерсный контракт закрывается и заключается последняя сделка на физическом рынке.

2. Механизм хеджирования и определение возможного месяца хеджа

  Механизм хеджирования заключается в том, что фирма, продавшая реальный товар на бирже или вне ее с поставкой в будущем, желая использовать в существующий момент сделки уровень цен, одновременно совершает на срочной бирже обратную операцию, т. е. покупает фьючерсные контракты на тот же срок и на то же количество товара. После сдачи или соответственно приемки товара по сделке с реальным товаром осуществляется продажа или выкуп фьючерсных контрактов. Таким образом, фьючерсные сделки страхуют сделки на покупку реального товара от возможных убытков в связи с изменением цен на рынке на этот товар. Принцип страхования построен на том, что если в сделке одна сторона выигрывает как покупатель фьючерсов, то продавец проигрывает на то же количество, и наоборот.

  Хеджирование на фьючерсном рынке – процесс, состоящий из двух этапов. На первом этапе хеджер, оценив ситуацию на наличном рынке, покупает или продает фьючерсный контракт. На втором этапе хеджер должен застраховать открытую позицию до времени исполнения фьючерсного контракта. Контракт по первой позиции (открывающий) и второй позиции (закрывающий) должен быть на один и тот же товар и в том же количестве и в том же месяце поставки.

  Если первая позиция хеджера включает продажу фьючерсного контракта, она определяется как продажа, или короткий хедж. Если же первая позиция хеджа включает покупку фьючерсного контракта, то она называется покупкой, или длинным хеджем.

  Хеджирование продажей – продажа на срочной бирже фьючерсных контрактов при закупке равного количества реального товара с целью страхования от риска падения цен к моменту поставки реального товара.

  Его применяют продавцы реальных товаров для страхования от падения цен на этот товар. Этот метод может использоваться также для защиты запасов товаров или финансовых инструментов, не покрытых форвардными сделками. Короткий хедж используется для защиты цен будущей продукции или форвардных соглашений о закупке.

  Короткий хедж начинается продажей фьючерсного контракта и завершается его покупкой.

   Пример . Фермер определил для себя приемлемый уровень цен на пшеницу после сбора урожая примерно 3 руб. за 1 кг. Однако, ожидая, что цены к моменту сбора урожая упадут и он не получит желаемой прибыли, фермер заранее прибегает к хеджированию. Фермер в июле продает фьючерсный контракт на сентябрь по цене 4 руб. за 1 кг. В августе продажа пшеницы на реальном рынке производится по цене 2,8 руб. за 1 кг. Одновременно фермер выкупает фьючерсный контракт по текущей цене фьючерсного рынка 3 руб. за кг. Результат выглядит следующим образом (табл. 13).

Таблица 13

Данные хеджирования

Наличный рынок

Время

Фьючерсный рынок

Целевая цена пшеницы 3 руб. за 1 кг

июль

Продажа фьючерсного контракта по 4 руб. за 1 кг

Продажа пшеницы по 2,8 руб. за 1 кг

август

Покупка фьючерсного контракта по 3 руб. за 1 кг

-0,2 руб.

3,8 руб. за 1 кг

+1 руб.

  В итоге этой операции потери на наличном рынке компенсировались прибылью от хеджирования, что позволило фермеру получить цену реализации пшеницы выше целевой цены. Итоговая цена продажи пшеницы составила 3,8 руб. за 1 кг.

  Если бы в вышеуказанном примере цены на наличном рынке вопреки ожиданиям повысились, то полученная здесь дополнительная прибыль пошла бы на компенсацию убытков по фьючерсным операциям (табл.14).

Таблица 14

Схема хеджирования

Наличный рынок

Время

Фьючерсный рынок

Целевая цена пшеницы 3 руб. за 1 кг

июль

Продажа фьючерсного контракта по 4 руб. за 1 кг

Продажа пшеницы по

4 руб. за кг

август

Покупка фьючерсного контракта по 4,5 руб. за 1 кг

+1 руб.

3,5 руб. за 1 кг

-0,5 руб.

Итоговая цена продажи: 4,0 руб. – 0,5 руб. =3,5 руб. за кг.

  Данные примера свидетельствуют о том, что хеджирование не только снижает возможные убытки, но и лишает дополнительной прибыли. Так, во втором случае фермер мог получить дополнительную прибыль, продав пшеницу по 4 руб. за кг, если бы не прибегнул к хеджированию. Поэтому хеджеры обычно страхуют не весь объем продукции, а какую-то его часть.

  Хеджирование покупкой представляет собой покупку фьючерсного контракта и завершается его продажей.

  Этот вид хеджирования используется для защиты от риска, возникающего при форвардных продажах по фиксированным ценам, и от роста цен на сырье, используемое в производстве продукта со стабильной ценой.

  Например, мелькомбинат заключил контракт на поставку муки в марте. Экономист определил целевую цену покупки зерна 7 руб. за 1 кг. В связи с тем, что отсутствует возможность закупки зерна в декабре из-за отсутствия складских емкостей и уменьшения риска от повышения цен на зерно в будущем менеджер предприятия приобрел февральские фьючерсы по цене 7 руб. за 1 кг. В январе мелькомбинат покупает зерно на реальном рынке по цене 7,5 руб. за 1 кг и одновременно продает фьючерсный контракт по цене 8 руб. за 1 кг. (табл. 15).

Таблица 15

Схема хеджирования

Наличный рынок

Время

Фьючерсный рынок

Целевая цена пшеницы 7 руб. за 1 кг.

декабрь

Покупка фьючерсного контракта по 7 руб. за 1 кг

Продажа пшеницы по 7,5 руб. за 1 кг

январь

Продажа фьючерсного контракта по 8 руб. за 1 кг

-0,5 руб.

6,5 руб. за 1 кг

+1 руб.

Итоговая цена покупки зерна: 7,5-1=6,5 руб. за 1 кг.

  Данные табл. 15 свидетельствуют о том, что потери на рынке реального товара можно компенсировать прибылью от хеджирования, что обеспечило фермеру итоговую цену покупки ниже целевой цены. Итоговая цена покупки зерна составила 6,5 руб. за 1 кг.

Хеджирование имеет следующие выгоды:

· происходит снижение ценового риска торговли товарами или финансовыми инструментами;

· обеспечивает постоянную защиту цены;

· обеспечивает большую гибкость в планировании;

· облегчает финансирование операций и др.

  Выбор конкретного месяца для проведения хеджа определяется месяцем сделки на физическом (реальном) рынке, начиная с которого позиция хеджера ликвидируется закрытием его фьючерсных контрактов. Как правило, хеджи планируются в ближайший контрактный месяц, в котором будет иметь место последняя наличная сделка. Например, если фермер предполагает продать свою продукцию в январе, он будет использовать февральские фьючерсы для хеджирования. Для предполагаемой продажи в марте будут использоваться апрельские фьючерсные контракты. Причина, по которой хеджирование планируется на месяц позже месяца наличной сделки, очевидна: провести хеджирование на месяц раньше означало бы закрыть фьючерсный контракт раньше физической покупки или продажи, оставляя производителя незащищенным для совершения физической сделки.

3. Базис и факторы, его определяющие

  Разница между наличными и фьючерсными ценами есть базис. Базис рассчитывается путем вычитания цены на фьючерсном рынке из наличной цены, при этом обычно имеется в виду ближайший фьючерсный месяц.

  Базис бывает положительный, отрицательный и нулевой. Если базис положительный, то цена наличного рынка превышает фьючерсную цену. Например, в мае цена местного наличного рынка на пшеницу равна 2 долл. за буш., а июньская фьючерсная цена – 1,8 долл. за буш. Следовательно, базис положительный и составляет 20 центов (выражается обычно +20 центов к маю). Если базис отрицательный, то наличная цена ниже фьючерсной или идет со скидкой к фьючерсной цене. Например, в декабре цена местного наличного рынка на кукурузу равна 1,8 долл. за буш., а цена январского фьючерса – 1,9 долл. за буш. Наличная цена ниже фьючерсной, и январский базис на данный день отрицательный и составляет 10 центов (-10 центов к декабрю).

  Нулевой базис – наличная цена равна фьючерсной цене. Например, в мае наличная цена кукурузы составляет 2,1 долл. за буш., как и цена июньского фьючерса, и базис равен нулю.

  Если существует только одна цена фьючерсного контракта на декабрьскую кукурузу, то существует множество наличных цен на нее в зависимости от качества и места поставки. Поэтому может существовать множество базисов для одного товара в одно время.

  Величина базиса определяется разницей в качестве товара, сроком поставки и может быть более или менее постоянной, тогда как величина фьючерса (стоимость срочного контракта) меняется. Вместе с тем базис может изменяться под воздействием факторов:

· неиспользованная продукция предыдущего года;

· прогноз на производство продукции в текущем году;

· импорт продукции;

· экспорт продукции;

· расходы на хранение;

· наличие мощностей для хранения;

· транспортные расходы;

· проблемы транспортировки;

· стоимость страхования;

· политика федеральных органов;

· сезонные ценовые колебания.

  В биржевой практике часто базис является единственным показателем, которым пользуются биржевые брокеры для характеристики цены хеджевой сделки. Например, если наличный хлопок предлагается по 0,75 цента за фунт сверх цены ближайшего фьючерса (на ближайший срок поставки), скажем, на март, то вместо фактической цены на хлопок с поставкой в марте обычно говорят "базис к мартовской поставке" (в данном примере ¾ цента к мартовской котировке).

  Разница между величиной базиса при получении к продаже определяет прибыль и убыток хеджирующего. При проведении операции он учитывает величину базиса, накладные расходы и возможную прибыль; исходя из этого определяется цена предложения. Если продавец не может продать товар на бирже по цене своего первоначального предложения, он идет на снижение последнего до пределов, при которых он находит покупателя. Таким образом, базис продажи за величиной базиса закупки определяет валовую прибыль.

  Каждый торговец при продаже всегда определяет свой базис предложения (продажи) таким образом, чтобы покрыть свои накладные расходы и заложив определенный процент прибыли. Торговец получает цену своего предложения – базис продажи.

  Таким образом, хеджирующего интересует прежде всего изменение в разнице между уровнем цен на реальный товар и на фьючерсы.

  Например, золото стоит 360 долл./унцию сегодня, а стоимость хранения 2 долл./унцию в месяц, следовательно, при поставке через 6 месяцев теоретически золото будет стоить 372 долл./унцию. Но окончательная цена будет зависеть от ряда факторов, включающих требования спроса и предложения, сезонных эффектов и т. д.

  Внимательно изучив все эти факторы, проницательный делец увидит, что золото в конкретный месяц поставки продается по цене, отличной от установившейся в рынке, т. е. или немного выше, или немного ниже. Предположим, например, что июльские фьючерсы на скот продают по цене 98 центов/кг, а сентябрьские фьючерсы продают по цене 107 центов/кг. Получается разница в 9 центов/кг, торговец же ожидал только 6 центов/кг. Другими словами, сентябрьская цена слишком высока по сравнению с июльской. Воспользовавшись этой разницей, торговец получает один июльский контракт на скот по цене 98 центов/кг и продает сентябрьский контракт по цене 107 центов/кг. Сейчас он имеет определенную позицию на каждой стадии рынка, так что независимо от того, в какую сторону будет двигаться цена, вверх или вниз, он получает прибыль на одном из своих контрактов и потерпит убытки на другом, при условии, что оба движутся в одном направлении.

  Предположим, что через некоторое время – это может быть несколько дней или несколько недель – цены на рынке скота понизились, и июльские цены на скот сейчас 95 центов/кг, в то время как сентябрьские цены на скот понизились до 100 центов/кг. Как торговец и ожидал, соотношение июльских и сентябрьских цен вновь восстановилось и разница сузилась до 5 центов/кг. Его прибыль выплаты комиссионных вознаграждений равна 4 центам.

  Фермер желает продать свою шерсть в ноябре. Нужны ноябрьские цены на шерсть его качества на его местном рынке, а также декабрьские фьючерсные цены в тот же месяц, чтобы сделать основные расчеты.

  Допустим, что будут такие цены (табл. 16):

Таблица 16

Сезон

Собственная шерсть – местный рынок, ноябрь, средняя цена/кг чистого веса

Цена декабрьских фьючерсных контрактов, ноябрь, средняя цена/кг чистого веса

1998

531,0 центов

590,4 цента

1999

560,2 цента

615,5 цента

2000

587,9 цента

645,0 цента

  Используя эти цифры, фермер использует разницу между двумя ценами в каждом сезоне. Разница в 59,4 цента/кг, 55,3 цента и 57,1 цента дает среднюю разницу в 57,3 цента/кг. Фермер использует эту цифру, как оценку своего базиса, и мы говорим, что его базис равен 57 центам в условиях фьючерсных сделок.

  Исходя из этого, фермер может рассчитывать получить 1000 кг чистого веса шерсти, проданную в ноябре на местном рынке, если он использует фьючерсный контракт как средство для хеджирования и учитывая свой базис 598 центов за 1 кг (табл. 17).

Таблица 17

Наличный рынок

Время

Фьючерсный рынок

Установленная цена (фьючерсная цена) 657-57 центов базиса =600 центов/кг чистого веса

Июнь

Продает декабрьские фьючерсные контракты на шерсть по цене 657 центов/кг чистого веса

Продает шерсть на местном рынке по цене 538 центов/кг, конечный базис: 59 центов/кг (597-538)

Ноябрь

Покупает декабрьские фьючерсы по цене 597 центов/кг. Прибыль на фьючерсах равна 60 центам/кг чистого веса (657-597)

-62

598

+60

  Теперь можно заявлять твердые цены своим клиентам с условием поставки в будущем. Предположим, что фабрика рассчитывает, что она может позволить себе заплатить за сырье на тонкую шерсть цену до 650 центов/кг. Из этой шерсти должен быть вычтен исторический базис в 55 центов/кг, что даст минимальную цену, при которой компания будет хеджировать на фьючерсном рынке. Это будет 595 центов/кг.

     Менеджер фабрики звонит своему брокеру на фьючерсном бирже и выясняет, что на шерсть на фьючерсном рынке в октябре установлена цена 562 цента/кг – существенно ниже максимально установленной цены, которую они могут себе позволить. Он дает поручение своему брокеру купить фьючерсы по этой цене, что устанавливает его начальный базис в 88 центов/кг. Поскольку это хедж на покупку, а базис выше фьючерсной цены, менеджер фирмы выгадает в случае, если конечный базис уже, чем начальный базис. Поскольку максимальная цена, которую фирма может позволить, намного выше фьючерсной цены, после подгонки к историческому базису весьма вероятно, что произойдет следующее: базис фактически сузится так, чтобы конечный базис приблизительно уравнялся с историческим базисом, как следует (табл. 18):

Таблица 18

Наличный рынок

Время

Фьючерсный рынок

Максимальная цена за тонкую шерсть на рынке 650 центов/кг

Март

Покупает октябрьские фьючерсы на шерсть по цене 562 цента/кг, начальный базис 88 центов/кг сверх фьючерсов

Покупает тонкую шерсть на наличном рынке по цене 660 центов/кг

Август

Продает октябрьские фьючерсы на шерсть по цене 610 центов/кг, конечный базис 50 центов/кг сверх фьючерсов

ИТОГ: цена составляет 660 центов минус доход от фьючерса 48 центов

Эффективная цена 612 центов (до выплаты комиссий)

  Если фабрика по переработке шерсти закупает более грубую шерсть и хочет хеджировать ее на фьючерсном рынке, установив, что исторический базис составляет 40 процентов ниже фьючерсов, она будет заинтересована в расширении базиса, чтобы обеспечить себе наиболее благоприятную окончательную цену. Например, фабрика рассчитала, что максимальная наличная цена, которую она может заплатить за более грубую шерсть, составляет 530 центов/кг (табл. 19).

Таблица 19

Схема хеджирования

Наличный рынок

Время

Фьючерсный рынок

Максимальная цена на шерсть на наличном рынке 530 центов/кг

Март

Покупает октябрьские фьючерсы на шерсть по цене 562 цента/кг, начальный базис 32 цента/кг ниже фьючерсов

Покупает грубую шерсть на рынке по цене 570 центов/кг


Продает октябрьские фьючерсы на шерсть по цене 610 центов/кг. Конечный базис 40 центов/кг

ИТОГ: цена 570 центов минус прибыль от фьючерса 48 центов

Эффективная цена 522 цента/кг (до выплаты комиссий)

  В качестве вывода можно сказать, что исторический базис является существенно важным для хеджера (поскольку он позволяет ему соотносить цены на фьючерсном рынке с реальными ценами на его собственную продукцию), то начальный и конечный базис являются фьючерсами, которые определяют его фактически реализованную цену на хеджированный товар. Из этих примеров видно, что при хедже на продажу чем выше фьючерсная цена в момент размещения хеджа и чем ниже фьючерсные цены в момент выкупания контрактов, тем лучше будет окончательная цена для производителя. Производители, следовательно, должны для себя рассчитать время проведения хеджа, продавая контракты в оживленном рынке и выкупая контракты при условиях, когда цены падают.

Заключение

  Хеджирование – это страхование участников биржевой торговли от неблагоприятного изменения цен и преследует цель компенсировать за счет прибыли убытки, полученные от реализации на рынке реального товара.

  Биржевая торговля – это особая форма коммерческой деятельности с целью получения наибольшей прибыли наряду с другими существующими формами коммерции.

  Хеджирование выполняет функцию биржевого страхования от ценовых потерь на рынке реального товара и обеспечивает компенсацию некоторых расходов.

  Техника хеджирования состоит из двух этапов. На первом этапе хеджер, стремясь застраховать себя от предполагаемого снижения цены, продает на бирже фьючерсный контракт на данный товар. На втором этапе хеджер выкупает фьючерсный контракт, цена на который упала. В результате чего хеджер получает прибыль на фьючерсном рынке, которая должна компенсировать недополученную им выручку на рынке реального товара.

  В зависимости от того, как осуществляется хеджирование (в полном балансировании по времени и количеству противоположных по направлению обязательств на рынке реального товара и фьючерсном рынке или нет) существуют следующие виды хеджирования: обычное, арбитражное, селективное, предвосхищающее.

  Разница между ценой контрагента на реальный товар и ценой на фьючерсный контракт называется "базисом". Величина базиса определяется разницей в качестве товара, сроках поставки и изменяется под воздействием ряда факторов.

  Таким образом, хеджирование в биржевой торговле занимает важное место и защищает участников торговли от резких колебаний цен.

Литература

1. Биржевое дело: Учебник / Под ред. В. А. Голанова, А. И. Басова. М.: Финансы и статистика, 1998. 304 с.

2. Дегтярева О. И., Кандинская О. А. Биржевое дело: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. 503 с.

3. Биржевой портфель (Книга биржевика. Книга биржевого коммерсанта. Книга брокера) / Отв. ред. Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин. М.: "СОМИНТЭК", 1992. 704 с.

4. Товарные биржи: Учебное пособие / Сост. А. И. Сусуйкин, А. Н. Макаров. Н. Новгород: НКИ, 1998. 70 с.

Бесплатный конструктор сайтовuCoz