ЛЕКЦИЯ 1. БИРЖА – ЭЛЕМЕНТ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА

 

Цель занятия: ознакомить студентов с понятием биржи, историей ее возникновения; показать отличительные черты биржевой торговли и характеристику биржевого товара.

 

Учебные вопросы:

 

  1. 1.   Понятие "биржа" и история ее возникновения.
  2. 2.   Отличительные черты биржевой торговли.
  3. 3.   Характеристика биржевого товара.
  4. 4.   Условия для нормального функционирования бирж и правила биржевых торгов.

 

Введение

   Переход России к рыночной экономике потребовал не только изменения существующего рынка, но и формирование новых рынков, таких как рынок ценных бумаг, валюты и страхования. Все это послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и бирж – товарных, фондовых, валютных.

  Торговля является связующим звеном между производством и внешней средой. Производству (производителю) товар необходим для удовлетворения потребностей общества. Бурное развитие промышленности в XVI веке привело к тому, что прежняя форма оптовой торговли перестала устраивать производителей и торговлю. Появилась новая форма оптовой торговли – биржевая, которая вобрала в себя черты как обычной рыночной, ярмарочной, аукционной торговли и которую отличают моментальность встречи спроса и предложения, ускорение процесса заключения сделки.

   Возникновение бирж, их отличительные черты, товар, реализуемый на бирже, и необходимые условия для нормального функционирования бирж рассматриваются в данной лекции.

 

1. Понятие "биржа" и история ее возникновения

   Биржа – это рыночный институт оптовой торговли. Согласно Закону РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" 1992 г. биржей называется организация с правами юридического лица, проводящая гласные публичные торги в заранее определенном месте, в конкретное время и по установленным правилам.

Современные товарные биржи – это результат длительной эволюции различных форм оптовой торговли.

  Исторически первоначальной формой оптовой торговли считают караванную торговлю. Ее отличали эпизодичность, нерегулярность проведения, отсутствие определенного места торговли и правил осуществления.

   На смену ей пришла ярмарочная торговля. Само значение слова "ярмарка" в переводе с немецкого означает "ежегодный рынок", свидетельствует о регулярности и организованности этой формы торговли.

    Основными чертами ярмарки являются:

· ее эпизодический характер (ярмарка обычно проводится по определенной тематике один раз в год);

· ведение торговли в форме гласного (публичного) торга;

· торговля специфическими товарами по образцам, каталогам;

· в связи с продажей товара крупными партиями с отсроченным сроком передачи его покупателю необходимо оформлять договоры, контракты;

· цены устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Покупателем на ярмарке может выступать не конечный покупатель, а посредник.

Основными чертами аукциона являются:

· эпизодический характер;

· ведение торговли в форме гласного (публичного) торга;

· торговля ведется, как правило, дефицитными товарами, художественными ценностями, антиквариатом, недвижимостью;

· цены устанавливаются минимальными с последующим их повышением или максимальные с последующим их понижением; или цены формируются на основе состязательности покупателей;

· предложение одно, а покупателей много. Товар считается проданным, когда наивысшая цена покупателя устраивает продавца.

   И все же на определенном этапе существующие формы оптовой торговли перестали устраивать ее участников. В XVI веке появились постоянно действующие торговые центры или биржи.

   Считается, что слово "биржа" (bursa – кошелек) появилось в крупнейшем торговом центре бельгийском городе Брюгге, где торговые собрания проходили на площадях перед гостиницей "Бурсе", названной по имени господина Ван де Бурсе. В этой гостинице, увенчанной гербом с изображением трех кошельков, останавливались торговцы, которые обменивались коммерческой информацией и заключали различные сделки.

  Следует отметить, что первые биржи часто располагались в гостиницах или чайных, а затем постепенно заняли постоянное место в специальном здании.

   Первые товарные биржи возникли в торговых центрах Европы: 1531 г. – Антверпен (Нидерланды), 1548 г. – Брюгге (Бельгия), 1549 г. – Лион (Франция), 1556 г. – Лондон (Великобритания), 1608 г. – Амстердам (Голландия). В России первая биржа была основана Петром I в Санкт-Петербурге в 1703 г.

  В период расцвета товарной биржи в Амстердаме находился молодой Петр I, которым и была учреждена первая биржа в России. В 1705 году в Санкт-Петербурге для нее было построено специальное здание на стрелке Васильевского острова. Петр I лично установил часы биржевых собраний купечества, организовав биржу по типу амстердамской. Такие биржи Петр I намеревался создать по всей стране. Однако неразвитость русской промышленности и торговли не давала такой возможности, а биржевая торговля стала развиваться спустя столетие.

   Вначале возникла биржа реального товара. Ее отличительными чертами являлись регулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному месту и подчиненность заранее установленным правилам.

  Дальнейшее развитие промышленности и сельского хозяйства оказали влияние на рост спроса на сырье и продовольствие, увеличение как объема, так и номенклатуры мировой торговли, повышение требований к однородности качества товара и регулярности поставок. Наряду с предоставлением места на бирже, организацией торга и фиксацией торговых обычаев к числу основных функций товарной биржи стали относиться: установление стандартов на товар, разработка типовых контрактов, котирование цен, урегулирование споров и информационная деятельность. Биржи все больше приобрели сделки на срок с реальной продукцией, гарантирование поставку товара требуемого качества в нужный срок по ценам, обеспечивающим возможность получения прибыли, что позволило фирмам заранее определять свои потенциальные издержки производства.

   Сделки с реальным товаром, привлекая спекулятивные капиталы, и создавали возможность для производителя и посредника быстрее реализовать свой товар, сокращая период обращения.

   В конце XIX – начале XX в. значение бирж реального товара стало падать, но товарные биржи не исчезли. Их развитие пошло двумя путями. Одни товарные биржи Европы превратились в центры изучения конъюнктуры товарных рынков, консультирования. Другие биржи освоили фьючерсные товарные рынки, т. е. организовали куплю-продажу товаров на основе заключения фьючерсных контрактов. Механизм фьючерсной торговли оказался универсальным, и его быстро освоили фондовые и валютные биржи.

  Фьючерсные биржи позволяют быстрее реализовать товар, уменьшить риск потерь от неблагоприятных изменений цен, ускорять возврат авансированного капитала в денежной форме в количестве, максимально близком первоначально авансированному капиталу.

   При этом происходит своеобразное разделение функций: банк кредитует только ту часть товарной стоимости, которая, по его мнению, будет возмещена независимо от конъюнктурных колебаний, тогда как биржа покрывает разницу между банковским кредитом и ценой реализации товара.

   Товарная биржа явилась родоначальником современных бирж, и в зависимости от того, что на ней продавалось: товары, ценные бумаги или валюта – от нее в дальнейшем образовались фондовые и валютные биржи.

  История показывает, что понятие "биржа" не остается неизменным, а с течением времени меняется по всем параметрам: где и как происходит торговля, кто торгует, чем торгует. Внедрение электронных форм торговли ведет к тому, что понятие места для торговли утрачивает свой смысл, ибо торговать можно, находясь на своем рабочем месте, а не в специально отведенном для этих целей торговом зале. Оптовый характер рынка как обязательная черта тоже видоизменяется, так как появляется возможность через электронные сети торговать любыми количествами актива, и не имеет никакого значения размер партии товара. Усложняется и проблема биржевых посредников, которые связывают клиентов биржи: продавцов и покупателей между собой.

   Роль биржи как организатора торговли, как организации, "управляющей" торговлей – это то, что пока остается без видимого изменения.

  Изменение бирж можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

 

Рис. 1. Эволюция бирж

   Приведенная схема свидетельствует о том, что биржа в начале XXI в. является организацией, осуществляющей электронные торги фондовыми ценностями и фьючерсными контрактами.

  Таким образом, биржа является местом встречи покупателей и продавцов, где заключаются биржевые сделки.

   Сама биржа не выступает одной из сторон в контракте, а лишь обеспечивает наиболее благоприятные условия для ведения торговли биржевыми товарами.

   Биржи разрабатывают единые нормы и правила биржевой торговли, устанавливают для всех участников общие принципы их деятельности.

2. Отличительные черты биржевой торговли

    Биржевая торговля – это торговля, биржевыми товарами в ходе биржевых сессий. Следовательно, биржевая торговля с самого своего зарождения, – организованная торговля, так как ее создавала особая организация, получившая название биржи.

    Участвовать в биржевой торговле могут любые участники рынка, но делать они это могут, как правило, через биржевых посредников. Однако это не означает, что биржа не имеет тесных связей с другими видами рыночных операций, активов, рынков и их участников.

   Биржевая торговля – это основная форма торговли с точки зрения своих масштабов, объемов, участников.

  Сравнительная характеристика основных форм торговли приведена в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика торгов

Форма

торговли

Сравнительные характеристики

Наличие постоянного дня торговли

Режим работы

Наличие правил торговли

Наличие товара при заключении сделки

Размер продаваемой партии

Результат торговли

1. Базарная

+

-

Не регламентирован

-

Присутствует

Не регламентирован

Передача товара

2. Ярмарочная

+

Сезонный

-

То же

То же

Договор на поставку

3. Магазинная

+

Регулярный

+

То же

Розничный

Передача товара

4. Биржевая

+

То же

+

Отсутствует

Биржевой

Договор на поставку

5. Оптовая

+

То же

+

Присутствует

Оптовый

Передача товара

6. Аукционная

+

-

Сезонный

+

Присутствует

Аукционный

Передача товара

   Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что по отдельным показателям биржевую торговлю объединяет с другими формами торговли, а по другим – отличает. Например, от торговли базарной биржевая отличается по режиму работы, наличию правил торговли, наличию товара при заключенной сделке, размеру продаваемой партии и результату торговли.

  Кроме того, биржевая торговля имеет следующие отличительные черты от других видов торговой деятельности:

· приуроченность к определенному месту и времени, т. е. биржевая торговля проводится только в тщательно отведенном для этого процесса месте и только в установленные часы работы биржи;

· публичность, т. е. биржевая торговля ведется в присутствии всех членов биржи или с их ведома;

· гласность, т. е. результаты биржевой торговли являются открытыми для широкой публики, сведения о них поступают в общество через средства массовой информации;

· регулируемость со стороны государства и общественности; государство через свои законодательные и нормативные акты устанавливает правила, в соответствии с которыми биржи строят свою деятельность;

· концентрация спроса и предложения по товарам, реализуемым на бирже, ибо биржа – это то место, где легко можно найти покупателя на продаваемый товар или продавца необходимого всем товара;

· реализация на бирже товара, отвечающего определенным требованиям, т. е. быть однородным по качеству; определенным по количеству и взаимозаменяемым.

3. Характеристика биржевого товара

В Законе РФ "О биржах и биржевой торговле" отмечается, что биржевой товар – это "не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле".

  Не любой товар может покупаться и продаваться на бирже, а лишь тот, который отвечает следующим требованиям:

· должен быть стандартным, т. е. отвечать установленным требованиям и качеству и иным параметрам, предусмотренным действующим законодательством;

· взаимозаменяемым в пределах определенных групп и видов товаров;

· массовым, т. е. выпускаться в большом объеме, большим числом производителей и предназначаться для широкого круга потребителей;

· со свободно устанавливающимися ценами, т. е. цены на товары устанавливаются в соответствии со спросом и предложением и имеющей место конкуренцией.

  Товары, которые отвечают всем перечисленным требованиям, называются биржевыми товарами. Их количество и ассортимент постоянно изменяются. Если в конце XIX в. в это число входило до 200 видов товаров, то на сегодня их число составляет не более 45. К биржевым товарам можно отнести: вещественные товары, ценные бумаги, валюту.

  С развитием биржевой торговли и появлением фьючерсных контрактов на индексы фондового рынка и процентных фьючерсов перечень классов биржевых товаров можно увеличить на свободные индексы биржевых цен и процентные ставки по государственным облигациям.

Характеристика биржевого товара товарных бирж

Биржевые товары, реализуемые на товарных биржах, подразделяются на две группы:

сельскохозяйственные и лесные товары и продукты их переработки:

· зерновые (пшеница, кукуруза, овес, ячмень, рожь);

· маслосемена (льняное, хлопковое семя, соя, бобы, соевое масло);

· живые животные и мясо (крупный рогатый скот, свиньи, мясо окорока);

· текстильные товары (хлопок, шерсть, натуральный и искусственный шелк, пряжа, лен);

· пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, растительные масла);

· картофель и овощи;

· лесные товары (пиломатериалы, фанера);

· натуральный каучук;

минеральное сырье и полуфабрикаты:

· цветные металлы (олово, медь, цинк, свинец, никель, алюминий и др.);

· драгоценные металлы (серебро, золото, платина и др.);

· товары нефтяного комплекса (нефть, газ, бензин, мазут и др.).

   В первые годы возрождения российских товарных бирж на них реализовался любой товар без ограничения. К 1997 г. основными биржевым товарами стали нефть и продукты ее переработки, черные и цветные металлы, продукция агропромышленного комплекса.

   Биржевая торговля предъявляет жесткие требования к информации о качестве товара. Такими требованиями являются: полнота информации; ее достоверность; единство в оценке качества товара всех участников биржевой торговли.

  При оценке качества биржевого товара следует ориентироваться:

· на информацию о качестве, заключенную в стандартах и других нормативно-технических документах;

· сертификацию продукции как средство квалифицированного и обоснованного определения соответствия качества продукции требованиям стандартов и контрактов;

· сертификацию систем качества как средство подтверждения способности изготовителя обеспечивать высокое качество продукции и стабильность его производства.

Ценные бумаги – биржевой товар

   В Гражданском кодексе (статья 142) дается юридическое определение ценной бумаги как документа установленной формы и реквизитов, удостоверяющего имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

  Ценная бумага обладает целым рядом свойств. Ее главное свойство – возможность обмена на деньги самыми различными способами (путем погашения, купли-продажи, возврата эмитенту, переуступки и т. д.). Она может использоваться в расчетах, быть предметом залога, храниться в течение ряда лет или бессрочно, передаваться по наследству, служить подарком и т. п.

  Ценные бумаги как биржевой товар условно подразделяют на два класса в зависимости от того, на что по преимуществу или целиком распространяется имущественное право: на сам актив или на изменение его цены:

1 класс – основные ценные бумаги (первичные ценные бумаги);

2 класс – производные ценные бумаги.

   Основные ценные бумаги – это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др.

  Основные ценные бумаги, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы: на первичные и вторичные ценные бумаги.

    Первичные ценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.

  Вторичные ценные бумаги – это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг – это варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.

    Производная ценная бумага – это:

·бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги и биржевого актива;

· ценная бумага на какой-либо ценовой актив: на цены товаров (зерно, мясо, нефть, золото и т. п.), на цены основных ценных бумаг (обычно на индексы акций, на облигации), на цены кредитного рынка (процентные ставки), на цены валютного рынка (валютные курсы) и т. п.

    К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.) и свободно обращающиеся опционы.

Основными чертами ценных бумаг, обращающихся на бирже, являются:

· свободная купля-продажа без ограничений со стороны органа, выпустившего ценную бумагу (эмитента);

· надежность эмитента, его безубыточная деятельность и выполнение принятых им обязательств;

· размеры компании-эмитента и количество свободно обращающихся акций, облигаций и т. п.

  Основные ценные бумаги, как правило, являются рыночными, т. е. могут свободно продаваться и покупаться на бирже или вне ее. Не могут обращаться на бирже ценные бумаги, эмитированные в ограниченном объеме или в единичном экземпляре. Для того чтобы стать биржевым товаром, та или иная ценная бумага должна быть выпущена в обращение в объеме, достаточном для обеспечения постоянного спроса и предложения этих бумаг на бирже.

Валюта как товар на бирже

   Валюта – это иностранные денежные единицы (доллар США, швейцарский франк, австрийский шиллинг, немецкая марка, шведская крона и т. д.).

Валюта является своеобразным товаром.

Для операций купли-продажи валюты, необходимо знать валютный курс.

  Валютный курс определяет соотношение между двумя валютами, с помощью которого происходит обмен одной валюты на другую, т. е. это цена, по которой может быть продана или куплена валюта одной страны, выраженная в валюте другой страны. Валютный курс может определяться спросом и предложением валюты на открытом неограниченном рынке или же может быть установлен государством.

  Чаще всего курс валюты определяется в зависимости от соотношения спроса и предложения по той или иной валюте, поэтому он не может быть величиной постоянной, так как постоянно меняются спрос и предложение на валютном рынке. Курс валюты, предложение которой ограничено, повышается, тогда как курс валюты с избыточным предложением падает.

    При определении курса валюты следует иметь в виду, что может применяться прямая и обратная котировки. Они даются с точностью до четырех знаков после запятой. Наиболее распространена прямая котировка, означающая, что определенная сума иностранной валюты, как правило, 100 единиц, служит основанием для выражения колеблющейся величины соответствующей суммы национальной валюты. Например, курс швейцарского франка 72,5505 за голландские гульдены означает, что за 100 гульденов дают 72,5505 швейцарского франка.

   Реже применяется обратная котировка. Ее основой является твердая сумма национальной валюты. Обратная котировка – это величина, обратная прямой котировке. Она распространена в основном в Англии. Котировка выглядит следующим образом: 1 ф. ст. = 1,8250 долл. США.

    Кроме того, валютные курсы различаются на покупку или продажу валюты.

1. По курсу покупателя банк приобретает валюту. Например, курс 72,5304 швейцарского франка за 100 голандских гульденов означает, что банк готов купить 100 гульденов, предложив 72,5304 швейцарского франка.

2. Банк продает валюту по курсу продавца. Например, курс продавца 72,5505 шв. ф. за 100 гул. Означает, что банк готов продать 100 гол. гул. за 72,5505 шв. ф. Разница между курсами продавца и покупателя используется для покрытия издержек банка и содержит банковскую прибыль.

3. Для определения средней арифметической между курсами покупателя и продавца используют средний курс, предназначенный для экономических сопоставлений за длительные промежутки времени.

4. Широкое распространение при проведении валютных операций получили кросс-курсы, представляющую собой котировку двух иностранных валют. При этом ни одна из них не является национальной валютой участника сделки, устанавливающего курс. Например, швейцарский банк хочет получить курс швейцарского франка к шведской кроне, то он исходит из курсов обеих валют к доллару США, а затем выводит кросс-курс шв. ф. к швед. кр.:

Х шв. ф. = 100 швед. кр.

3,7946 швед. кр. = 1 долл. США.

1,9872 шв. ф. = 1 долл. США

100 швед. кр. = 100 ´ 1,9872-3,7946=52,3692 шв. ф.

Биржевая торговля иностранной валютой может быть организована лишь в том случае, если валюта является свободно (или частично) конвертируемой, т. е. если отсутствуют государственные ограничения на ее куплю-продажу населением и организациями.

4. Условия для нормального функционирования бирж и правила биржевых торгов

Нормальное функционирование бирж возможно при наличии:

  • рыночной среды;
  • самостоятельности предприятий;
  • достаточно насыщенного рынка биржевыми товарами;
  • неограниченного числа продавцов, покупателей и посредников, конкурентного поведения хозяйственных единиц;
  • стабильности денежной системы и развитой инфраструктуры.

   Биржевая торговля предполагает открытый рынок, свободное ценообразование, свободные торги по определенным правилам.

   Биржевая торговля должна соответствовать следующим требованиям:

· осуществляться по специально определенной номенклатуре биржевых товаров;

· сделки должны заключаться только на бирже ее членами или постоянными и разовыми посетителями;

· сделки должны быть зарегистрированы в установленный на бирже срок и в соответствии с принятым порядком;

· производиться по специальной процедуре, разработанной применительно к данному товару.

   Правила совершения биржевых операций часто называют регламентом биржи, который призван обеспечить защиту коммерческих интересов всех участников биржевых торгов, создать условия для эффективной и честной работы.

    Основные разделы биржевых правил приведены на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Содержание правил биржевых торгов

Как видно из рис. 2, основными разделами биржевых правил являются:

  Порядок проведения биржевых торгов, который регламентирует место проведения торгов, торговые сессии и часы работы. Биржевыми сессиями называют торги в официально отведенное администрацией биржи время, в течение которого участники биржевых торгов имеют право заключать сделки. Установление времени торговой сессии имеет важное значение для учета режима работы других бирж, торгующих аналогичным товаром. Это позволяет участникам торгов, используя информацию о ценах на других рынках, проводить арбитражные операции.

Биржевая торговля организуется и проводится в биржевом зале, оборудованном всеми средствами связи.

Виды биржевых сделок. Биржевые сделки определяются самой биржей и могут быть с реальным товаром, ценными бумагами, фьючерсные и опционные. Кроме того, биржа определяет стандартные контракты по каждому виду сделок, объемы сделок и данные поставок.

Биржевые сделки, заключенные на бирже, оформляются и регистрируются. Для этих целей используются регистрационные карточки или специальные компьютерные системы.

Биржевая информация позволяет участникам торгов иметь точные, своевременные и полные сведения о заключенных сделках на бирже. Биржевая информация подразделяется на текущую и свободную. 

  Текущая информация свидетельствует о последних сделках, заключенных на бирже. Данная информация на многих биржах выводится на электронное табло в виде бегущей строки и называется "тикерной информацией".

   На Центральной Российской универсальной бирже (ЦРУБ) текущая информация отражается на электронном табло в виде предложения на покупку и продажу ценных бумаг и результатов последней сделки (цена и количество проданных ценных бумаг данного вида).

   На Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) по государственным краткосрочным бескупонным облигациям через компьютер можно получить следующую информацию:

· текущую цену спроса и предложения на облигацию;

· цену открытия и закрытия;

· высшую цену текущего дня;

· разность на данный момент последней цены и цены открытия;

· доходность на данный момент;

· объем заключенных на данный момент сделок;

· объем зарегистрированных в торговой системе средств.

Текущая информация обычно составляет коммерческую тайну, и доступ к ней обеспечивается только для участников торгов, аккредитованных на данной бирже.

  Свободная информация отражает окончательные итоги биржевого дня. По итогам торгов ежедневно участники биржевой торговли получают информацию, содержащую сведения об обороте, ценах (последней, минимальной, максимальной) и др. Свободная информация используется участниками торгов для проведения технического анализа.

   Порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли. Существующие системы расчетов различны. Эти различия сведены с национальными особенностями и особенностями конкретной биржи.

   Так, например, в США расчеты осуществляются через национальную клиринговую корпорацию. Срок исполнения в США составляет пять рабочих дней после совершения сделки. С 1995 года Лондонская фондовая биржа перешла на пятидневный срок, в Японии поставка осуществляется на третий рабочий день после заключения сделки.

   В России операции с корпоративными ценными бумагами осуществляются на внебиржевом рынке через Российскую торговую систему, правилами которой предусматривается срок осуществления платежа в течение двух банковских дней, следующих за днем представления документа, удостоверяющего перерегистрацию ценной бумаги на имя покупателя.

   Таким образом, биржевые правила представляют собой ряд положений, регулирующих отношения участников торгов по купле-продаже биржевого товара.

Контроль за исполнением требований правил биржевой торговли возлагается на биржевой комитет.

Участники биржевых торгов, допустившие нарушение правил биржевой торговли, подвергаются различного рода наказаниям.

Заключение

    Биржа возникла в результате развития оптовой торговли и вобрала в себя рыночную, аукционную, ярмарочную торговлю. Биржевая торговля от других рыночных институтов отличается постоянным местом проведения торгов, реализацией биржевого товара по определенным правилам и по свободным ценам.

   Кроме того, биржевую торговлю отличает от других форм торговли наличие стандартизированных контрактов, страхование участников торговли от разных колебаний цен, гарантии исполнения биржевых сделок.

   Товар, который реализуется на бирже, называется биржевым товаром, отвечающий ряду требований (массовым, взаимозаменяемым, стандартным, со свободно устанавливающимися ценами).

  Для успешной деятельности биржи необходимы определенные условия:

  1. наличие рыночной среды и самостоятельности предприятий;
  2. наличие неограниченного числа продавцов, покупателей и посредников;
  3. наличие насыщенного рынка биржевыми товарами;
  4. наличие стабильной денежной системы и конкурентного поведения хозяйственных единиц и т. д.

   Биржевая торговля организуется и осуществляется по определенным биржевым правилам, которые регламентируют взаимоотношения между участниками биржевых торгов.

Бесплатный конструктор сайтовuCoz