ЛЕКЦИЯ 1. БИРЖА – ЭЛЕМЕНТ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА Лекция №2. История развития бирж Лекция №3. Организационная структура бирж Лекция№4. Управление деятельностью биржи Лекция №5. Регулирпование деятельности биржи Лекция №6.Организация биржевой торговли Лекция №7.Биржевые сделки на товарной бирже Лекция №8.Сделки на фондовой бирже Лекция 10. Фьючерсная торговля Лекция №11. Биржевая торговля опционами |
Лекция 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИРЖИ Цель занятия : ознакомить студентов с принципами регулирования биржевой деятельности в России и за рубежом; показать государственное регулирование биржевой деятельности через налогообложение и саморегулирование. Учебные вопросы: 1. Правовые принципы регулирования биржевой деятельности. 2. Биржевое правовое регулирование за рубежом. 3. Правовое регулирование биржевой деятельности в России. 4. Государственное регулирование биржевой деятельности через налогообложение и саморегулирование. ВведениеРегулирование биржевого рынка – это упорядочение работы на нем его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Биржа может иметь как внешние, так и внутреннее регулирование. Внутреннее регулирование – это подчиненность ее деятельности собственным нормативным документам. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности биржи нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Регулирование биржевой деятельности имеет определенные цели:
Вопросы регулирования биржевой деятельности рассмотрены в данной лекции. 1. Правовые принципы регулирования биржевой деятельности Отношения биржи и государства в мире строятся по-разному. В Европе биржи с самого начала находились под контролем государства, определявшего всю их деятельность. При чрезмерной спекуляции и манипулировании ценами правительства ряда стран просто закрывали биржи. Так было в Германии в 1896 г. и в Австрии в 1903 г., когда была запрещена биржевая торговля зерновыми и маслосеменами, в Индии в 1960-е годы были закрыты биржи хлопка, масла и маслосемян. Большую роль в нормальном функционировании биржи сыграло биржевое законодательство. Биржевое законодательство – это свод законов, регулирующих торговлю на биржах. Основная задача биржевого законодательства – это предотвращение манипулирования ценами и крахов, защита интересов мелких фирм и спекулянтов. В настоящее время большинство стран имеет свое законодательство по биржевой торговле, но, как правило, оно содержит наиболее общие положения, регулирующие деятельность бирж. Регулирование биржевой деятельности представляет собой определенное упорядочение работы бирж и заключение биржевых сделок на основе установленных правил и требований. С исторической точки зрения правовое регулирование биржевой деятельности развивалось по следующим направлениям:
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что государственный контроль биржевой деятельности строится на соблюдении следующих принципов:
Практика экономически развитых стран свидетельствует о том, что государство и рыночная система тесно взаимодействуют. При этом на государство традиционно возложено обеспечение правовой базы, которое поддерживает эффективное функционирование рыночной экономики. Государство регулирует взаимоотношения между производителем и потребителем, защищая права потребителей, поддерживает денежную систему, регулирует распределение ресурсов через инфраструктуру, ограничивает роль монополий, поощряет конкуренцию, дает возможность развиваться фирмам и предприятиям. На нем лежит функция финансирования ряда социальных программ, а также вопросы перераспределения доходов населения. Помимо этих проблем государство обязано заниматься охраной труда и здоровья рабочих, защитой окружающей среды и прав потребителей. Разработка правил и норм биржевой деятельности органами управления страны необходимо как профессионалам, так и клиентам, заказы которых они выполняют в ходе биржевых операций. Государственное регулирование биржевой деятельности не должно носить запретительного характера. Его задача состоит в том, чтобы обеспечить равные права всем членам биржевой торговли, стимулировать их участие в ней, строго контролировать соблюдение установленных правил, требований и положений, регулирующих биржевую деятельность. Поэтому регулирование биржевой деятельности со стороны государства заключается в создании единой правовой основы для функционирования биржи, контроле за ее работой со стороны государственных органов, лицензировании деятельности как биржи, так и участников биржевой торговли, установлении системы налогообложения. Процесс регулирования на биржевом рынке включает:
Основными принципами регулирования биржевой деятельности являются:
Основные государственные органы непосредственного регулирования биржевой деятельности:
Основные законодательные акты, которыми регулируется российский биржевой рынок:
2. Биржевое правовое регулирование за рубежомПравовое регулирование биржевой торговли со стороны государства осуществляется, как правило, через специальные государственные организации и органы местной власти. Регулирование биржевой деятельности в США началось в 1973 г. Регулирование всех операций на товарных биржах этой страны занимаются Комиссия по товарной фьючерсной торговле (КТФТ) и сами биржи. Персональный состав комиссии назначается Президентом и утверждается Конгрессом. Хотя КТФТ и имеет высшую власть в области фьючерсной торговли в США, но на практике она перекладывает на участников фьючерсной торговли обязанность разработки и внедрения эффективных мер внедрения по предотвращению манипулирования ценами и крахов. Сама же КТФТ постоянно ведет наблюдение за этим процессом самоуправления. Почти 50 лет после появления биржевые рынки в США не имели федерального законодательства, и каждая биржа устанавливала свои правила. После Гражданской войны (1861-1865 гг.) наступил период падения цен на сырьевые товары, в котором производители обвинили спекулянтов и биржевые рынки (фьючерсные). В некоторых штатах были приняты законы, запрещающие полностью фьючерсную торговлю. Первым ввел такой закон штат Иллинойс. Закон, принятый в 1867 г., запрещал продажу на срок товара, который не был в наличии у продавца. Закон почти не применялся, однако в 1867 г. были арестованы 7 членов Чикагской торговой палаты за сделку по продаже на срок. Хотя они были вскоре отпущены, инцидент вызвал волнение на биржевом рынке. На следующий год закон был отменен. В период до Первой мировой войны между правительством и биржевыми (фьючерсными) рынками действовало перемирие, все попытки ввести регулирование этих рынков проваливались. Первым таким шагом стал в 1916 г. закон о фьючерсной торговле хлопком. В 1921 г. был разработан и принят закон о фьючерсной торговле, однако вскоре он был признан неконституционным. Затем закон о зерновой фьючерсной торговле. Этот закон регулировал торговлю на Чикагской торговой бирже и на девяти других зерновых биржах. В последующее десятилетие Конгресс США вводил различные изменения в этот закон, однако лишь кризис 1939 г. и депрессия 30–х годов привел к его пересмотру. Принятый в 1936 г. Закон о товарных биржах распространил регулирование на прочие биржевые рынки и ввел новые понятия. Так, в этом законе предусматривалась возможность установления лимитов позиций по спекулятивным операциям. Он также требовал регистрации брокеров и комиссионных купцов. Закон 1936 г. запрещал торговлю опционами на фьючерсные контракты, этот запрет сохранялся до 1982 г. В 1947 г. Комиссия по товарным биржам была переименована в Администрацию по товарным биржам. Со временем выявились два недостатка этой организации: ее власть не распространялась на весь спектр биржевой торговли, поскольку она занималась в основном сельскохозяйственными товарами, и ее полномочия не соответствовали периоду бурного развития фьючерсного рынка в 1970-е годы. В 1974 г. был принят Закон о комиссии по товарной фьючерсной торговле, согласно которому был создан новый орган регулирования – комиссия по товарной фьючерсной торговле (КТФТ). Данная комиссия состоит из 5 членов, каждый назначается Президентом США и утверждается Конгрессом на пятилетний срок. Основные задачи КТФТ состоят в предотвращении использования рынка одной стороной в ущерб другой стороне, защите клиентов и обеспечении выполнения биржами своих экономических целей, выявления реального уровня цен и снижения риска, связанного с неблагоприятными изменениями цен. Функциями КТФТ являются:
Регулирование биржевой торговли в других странах значительно отличается от американского. Так, например, в Великобритании до 1986 г. за деятельностью товарных бирж наблюдал Банк Англии и Департамент торговли, которые могли лишь в чрезвычайных ситуациях рекомендовать соответствующей бирже предпринять определенные действия по нормализации положения, например, повысить депозит или ограничить торговлю только ликвидацией контрактов. В 1986 г. в Великобритании было принято специальное законодательство (Financial Services Fct) и образован Совет по ценным бумагам и инвестициям, одна из задач которого – наблюдение за товарными и фондовыми биржами. Совет должен защищать интересы клиентов, вырабатывать единые стандарты и подходы в организации биржевой торговли. В целях более строгого регулирования была организована ассоциация фьючерсных брокеров и дилеров, в задачи которой входит регулирование деятельности основных участников биржевой торговли через их регистрацию. Правила ассоциации касаются порядка ведения операций, процедуры сбора и перевода депозитов и установление финансовых требований к профессиональным участникам рынка. Законодательство позволяет ассоциации проводить расследования и дисциплинарные процедуры. Во Франции вопросы регулирования биржевой деятельности входят в компетенцию комиссии по фьючерсным товарным рынкам. В последнее время регулирование со стороны этой комиссии стало более жестким. Так, она обязала биржи и их членов предоставлять клиентам больше информации о рынках и движении цен, повысила размер минимального капитала для зарегистрированных членов биржи с 1 до 3,5 млн фр. В Японии за деятельностью товарных бирж наблюдают различные министерства (финансов, сельского хозяйства, внешней торговли и промышленности). В Сингапуре в 1986 г. был принят закон, согласно которому контроль за биржами был возложен на министерство финансов, включая утверждение создания биржи и прекращения торговли на ней. Все пользователи товарных бирж – от торговцев до консультантов – должны получить от министерства финансов соответствующую лицензию, иначе их ожидает наказание в виде тюремного заключения до трех лет и штрафа до 30 тыс. синг. долл. За мошеннические сделки торговцы могут быть подвергнуты тюремному заключению на срок от семи лет и штрафу до 100 тыс. синг. долл. Кроме того, биржевики, чьи преднамеренные действия ведут к убыткам клиентов, обязаны возместить потери клиентов. Цель регулирования в Сингапуре и в других странах состоит в предотвращении мошенничества, распространения слухов, манипулирования ценами. В России используются другие подходы к регулированию биржевых рынков. 3. Правовое регулирование биржевой деятельности в РоссииБиржевая деятельность в России регулировалась в порядке общего торгового законодательства, а частично – путем утверждения отдельных бирж. Законы, касающиеся бирж, содержались в статьях Торгового устава, изданного в 1903 г. Управление российскими биржами было сосредоточено в Министерстве торговли и промышленности в отделе торговли. Единственное исключение в этом отношении было допущено для фондового отдела Санкт-Петербургской биржи, который находился в ведении Министерства финансов. Однако в целом административное вмешательство в деятельность российских бирж было поставлено законом в сравнительно тесные рамки, и биржи можно было рассматривать как самоуправляющиеся организации. Согласно законодательству функция содействия биржам была возложена на органы городского общественного управления. Это содействие проявлялось в различных формах. Городское управление нередко бесплатно отводило участки земли под постройку биржевого здания, предоставляло бирже в безвозмездное пользование принадлежащие городу здания, воздвигало на свои средства под биржу специальные помещения и т. д. Такое отношение городов к нуждам биржи помимо указаний закона объясняется общностью задач с городским управлением, поскольку дело касалось интересов торговли и промышленности. В 1918 г. биржевая торговля в России прекратила свое существование и возобновилась только в 1921 г. В годы нэпа правовое регулирование бирж осуществляла комиссия по внутренней торговле. Комиссия (в дальнейшем комиссариат) придавала большое значение установлению нормальных взаимоотношений с товарными биржами. Государство в лице комиссариата считало, что биржи являются частью общей системы торговли, организующий товарооборот в стране и упорядочивающий его исключительно экономическими мерами. В то же время Комиссия осуществляла общее руководство и надзор над биржей. Взаимоотношения государства и биржи определялись постановлением Совета труда и обороны от 23 августа 1922 г., согласно которому государство:
Таким образом, в период существования советских бирж государственные органы торговли четко разграничивали сферы своего влияния на биржи и область самостоятельности этих негосударственных организаций. В этом подходе уже тогда проявлялся элемент создания управляемого рынка, который был отброшен с переходом на монопольную государственную торговлю. Советская биржа была не только организованным рынком, но и звеном в цепи организации государственного регулирования торговли. Государственное вмешательство в деятельность бирж в период нэпа было намного сильнее, чем до революции, но его все-таки нельзя считать повсеместным. Лишь в 1930-е годы с победой командно-административной модели управления экономикой последние элементы регулируемых рыночных отношений были окончательно упразднены. Современный этап в деятельности российских бирж начался в июле 1990 г. регистрацией Московской товарной биржи (МТБ). Первым документом, регламентирующим биржевую деятельность в РСФСР, стало "Временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР", утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. № 181. В это время в стране уже существовал ряд бирж. Положением определялись цели создания бирж, возможные учредители, минимальный размер уставного капитала, органы государственного контроля, некоторые гарантии самоуправления бирж и, самое главное в условиях того времени – предприятиям разрешалась реализация на биржах по свободным ценам товаров, произведенных сверх государственного заказа, и объемов поставок для обеспечения межреспубликанских обязательств. В 1992 г. был принят закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле", подписанный Президентом 20 февраля и введенный в действие с 1 марта 1992 года. Для осуществления государственного регулирования и контроля деятельности товарных бирж при Государственном комитете по антимонопольной политике создается комиссия по товарным биржам (КТБ), положение о которой было утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. № 152. В ее состав включаются представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, представители биржевых союзов, ассоциаций и иных общественных объединений предпринимателей, а также эксперты. На комиссию по товарным биржам возложены следующие основные задачи:
Комиссия по товарным биржам вправе:
В 1933 г. было принято "Временное положение о клиринговом учреждении". Для регулирования фондового рынка и координации деятельности его участников в России создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, в которой работают представители Министерства финансов РФ, Банка России, Комитета по антимонопольной политике и т. д. На территории страны разрешается работать только тем фондовым биржам, которые получили лицензию комиссии. Для ее получения необходимо учитывать следующие требования:
Государственные органы вправе контролировать выполнение фондовыми биржами правил и положений о порядке проведения торгов. Государство как один из крупнейших эмитентов и активный участник рынка ценных бумаг заинтересовано в необходимых условиях обращения ценных бумаг, определении их рыночной стоимости, распространении надежной информации о ценах на рынке ценных бумаг, обеспечении техникой биржевых залов, предоставлении биржам современных линий коммуникаций, вплоть до спутниковой связи. Во всех законодательствах о биржах просматривается идея правового регулирования, направленная против монополизации и злоупотребления и на организацию конкуренции и цивилизованного посредничества. 4. Государственное регулирование биржевой деятельности через налогообложение и саморегулирование Государственное регулирование биржевой деятельности осуществляется посредством налогообложения самой биржи, а также взимания налога по тем операциям, которые на ней совершаются, включая операции с ценными бумагами. Налог на операции с ценными бумагами, ставшими биржевым товаром на фондовых биржах, представляют собой один из аспектов регулирования биржевой деятельности. Налогоплательщиками выступают юридические и физические лица, осуществляющие операции с ценными бумагами, – продавцы, покупатели. Объектом налогообложения является цена договора купли-продажи ценных бумаг. При уплате налога существуют льготы. Освобождены от налогообложения покупатели ценных бумаг первых эмиссий, акции при создании акционерных обществ, юридические лица, осуществляющие в установленном порядке посреднические операции за счет и по поручению клиентов при покупке государственных ценных бумаг. При уплате налога на прибыль от операций с ценными бумагами объектом налогообложения являются:
Другим исторически сложившимся принципом регулирования биржевой деятельности, помимо государственного, является саморегулирование. Это направление используется всеми экономически развитыми государствами. Например, в США вне государственного регулирования остаются такие вопросы:
Эти вопросы находят отражение в правилах торговли, уставах, положениях, которые разрабатываются каждой конкретной биржей самостоятельно. Российские биржи используют также принцип саморегулирования. Каждая биржа имеет определенные внутрибиржевые нормативные акты, которые являются основой биржевой деятельности конкретной биржи. К ним относят учредительный договор, устав и правила торговли. В учредительном договоре перечисляются учредители биржи, определяется цель ее создания и способы реализации поставленной задачи, устанавливаются ответственность учредителей по обязательствам биржи, первоначальный размер уставного фонда, деление его на акции и порядок распределения их между учредителями. В нем также фиксируются права и обязанности учредителей биржи, порядок распределения прибыли и учреждения резервного фонда, оговариваются условия прекращения деятельности биржи, указываются местонахождение и реквизиты. Жизнедеятельность товарной биржи обеспечивается уставом биржи, в котором отражаются: структура управления, органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений; размер уставного капитала; перечень и порядок формирования постоянных фондов; максимальное количество членов биржи; порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства; права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений. В правилах торговли на биржах находят отражение такие вопросы, как участники биржевых торгов и порядок проведения торгов; биржевой товар, порядок выставления и снятия его с торгов; биржевые сделки, их виды, порядок регистрации, оформления, расторжения и признания их недействительными; разрешение споров и санкции за нарушение правил биржевой торговли. ЗаключениеУправление биржевой деятельностью осуществляется со стороны государства и внутреннее регулирование нормативными документами биржи. Контроль за биржевой деятельностью со стороны государства – один из аспектов управления экономикой в целом. Государство регулирует взаимоотношения между производителем и потребителем, защищая права потребителей, поддерживает денежную систему, улучшает распределение ресурсов, ограничивает роль монополий, поощряет конкуренцию, дает возможность развиваться малым и средним предприятиям. Государственное регулирование биржевой деятельности не должно носить запретного характера, его задача состоит в том, чтобы обеспечить равные права всех членов биржевой торговли, стимулировать их участие в ней, строго контролировать соблюдение установленных правил, требований и положений, регулирующих биржевую деятельность. Поэтому регулирование биржевой деятельности со стороны государства биржевой деятельности заключается в создании единой правовой основы для функционирования бирж, контроле за их работой со стороны государственных органов, лицензировании деятельности как бирж, так и участников биржевой торговли, установлении системы налогообложения. Внутреннее регулирование или саморегулирование биржевой деятельности осуществляется самой биржей. Вопросы саморегулирования находят отражение в уставе, учредительном договоре, правилах торговли. Государственное и внутреннее регулирование биржевой деятельности обеспечивает участникам биржевой торговли равные права и возможности по заключению и использованию биржевых сделок. Литература
|
|
|