Лекция 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИРЖИ

  Цель занятия : ознакомить студентов с принципами регулирования биржевой деятельности в России и за рубежом; показать государственное регулирование биржевой деятельности через налогообложение и саморегулирование.

  Учебные вопросы:

1. Правовые принципы регулирования биржевой деятельности.

2. Биржевое правовое регулирование за рубежом.

3. Правовое регулирование биржевой деятельности в России.

4. Государственное регулирование биржевой деятельности через налогообложение и саморегулирование.

 Введение

  Регулирование биржевого рынка – это упорядочение работы на нем его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

  Биржа может иметь как внешние, так и внутреннее регулирование. Внутреннее регулирование – это подчиненность ее деятельности собственным нормативным документам. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности биржи нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

 Регулирование биржевой деятельности имеет определенные цели:

· поддержание порядка на биржевом рынке;

· создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

· защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц и организаций, от преступных организаций и преступников вообще;

·обеспечение свободного и открытого ценообразования на основе концентрации спроса и предложения;

· создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и каждый риск адекватно вознаграждается;

· создание новых биржевых рынков, поддержки биржевых структур, начинаний и нововведений и др.

  Вопросы регулирования биржевой деятельности рассмотрены в данной лекции.

1. Правовые принципы регулирования биржевой деятельности

   Отношения биржи и государства в мире строятся по-разному. В Европе биржи с самого начала находились под контролем государства, определявшего всю их деятельность. При чрезмерной спекуляции и манипулировании ценами правительства ряда стран просто закрывали биржи. Так было в Германии в 1896 г. и в Австрии в 1903 г., когда была запрещена биржевая торговля зерновыми и маслосеменами, в Индии в 1960-е годы были закрыты биржи хлопка, масла и маслосемян.

   Большую роль в нормальном функционировании биржи сыграло биржевое законодательство.

  Биржевое законодательство это свод законов, регулирующих торговлю на биржах. Основная задача биржевого законодательства – это предотвращение манипулирования ценами и крахов, защита интересов мелких фирм и спекулянтов.

  В настоящее время большинство стран имеет свое законодательство по биржевой торговле, но, как правило, оно содержит наиболее общие положения, регулирующие деятельность бирж.

  Регулирование биржевой деятельности представляет собой определенное упорядочение работы бирж и заключение биржевых сделок на основе установленных правил и требований.

  С исторической точки зрения правовое регулирование биржевой деятельности развивалось по следующим направлениям:

· регулирование со стороны государства;

· регулирование со стороны бирж и других участников рынка.

  Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что государственный контроль биржевой деятельности строится на соблюдении следующих принципов:

· общественной полезности;

· гласности и открытости биржевых торгов;

· доверия;

· саморегулирования;

· гарантии прав участников биржевой торговли.

  Практика экономически развитых стран свидетельствует о том, что государство и рыночная система тесно взаимодействуют. При этом на государство традиционно возложено обеспечение правовой базы, которое поддерживает эффективное функционирование рыночной экономики.

  Государство регулирует взаимоотношения между производителем и потребителем, защищая права потребителей, поддерживает денежную систему, регулирует распределение ресурсов через инфраструктуру, ограничивает роль монополий, поощряет конкуренцию, дает возможность развиваться фирмам и предприятиям. На нем лежит функция финансирования ряда социальных программ, а также вопросы перераспределения доходов населения. Помимо этих проблем государство обязано заниматься охраной труда и здоровья рабочих, защитой окружающей среды и прав потребителей.

  Разработка правил и норм биржевой деятельности органами управления страны необходимо как профессионалам, так и клиентам, заказы которых они выполняют в ходе биржевых операций.

  Государственное регулирование биржевой деятельности не должно носить запретительного характера. Его задача состоит в том, чтобы обеспечить равные права всем членам биржевой торговли, стимулировать их участие в ней, строго контролировать соблюдение установленных правил, требований и положений, регулирующих биржевую деятельность. Поэтому регулирование биржевой деятельности со стороны государства заключается в создании единой правовой основы для функционирования биржи, контроле за ее работой со стороны государственных органов, лицензировании деятельности как биржи, так и участников биржевой торговли, установлении системы налогообложения.

  Процесс регулирования на биржевом рынке включает:

· создание нормативной базы его функционирования, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную всеми соблюдаемою основу;

· отбор профессиональных участников биржевого рынка; современный биржевой рынок невозможен без профессиональных посредников, которые должны удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, устанавливаемым уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

· контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

· систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на бирже.

Основными принципами регулирования биржевой деятельности являются:

· разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участникам рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка – с другой;

· максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке;

· обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения стоимости;

· недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования;

· обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка;

· принципы преемственности мирового опыта российской системой регулирования биржевого рынка;

· оптимальное распределение функций регулирования биржевой деятельности между государственными и негосударственными органами управления.

Основные государственные органы непосредственного регулирования биржевой деятельности:

· федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

· федеральная комиссия по товарным биржам;

· Министерство финансов РФ;

· Центральный банк РФ.

   Основные законодательные акты, которыми регулируется российский биржевой рынок:

· основы гражданского законодательства, части 1 и 2 (1995-1996 гг.);

· Закон "О Центральном банке РФ (Банке России)" (1995 г.);

· Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.);

· Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.);

· Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.);

· Закон "Об акционерных обществах" (1996 г.);

· Закон "О рынке ценных бумаг" (1996 г.);

· Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;

· Постановление Правительства РФ, относящиеся к регулированию рынка государственных ценных бумаг.

2. Биржевое правовое регулирование за рубежом

  Правовое регулирование биржевой торговли со стороны государства осуществляется, как правило, через специальные государственные организации и органы местной власти.

   Регулирование биржевой деятельности в США началось в 1973 г. Регулирование всех операций на товарных биржах этой страны занимаются Комиссия по товарной фьючерсной торговле (КТФТ) и сами биржи. Персональный состав комиссии назначается Президентом и утверждается Конгрессом. Хотя КТФТ и имеет высшую власть в области фьючерсной торговли в США, но на практике она перекладывает на участников фьючерсной торговли обязанность разработки и внедрения эффективных мер внедрения по предотвращению манипулирования ценами и крахов. Сама же КТФТ постоянно ведет наблюдение за этим процессом самоуправления.

  Почти 50 лет после появления биржевые рынки в США не имели федерального законодательства, и каждая биржа устанавливала свои правила. После Гражданской войны (1861-1865 гг.) наступил период падения цен на сырьевые товары, в котором производители обвинили спекулянтов и биржевые рынки (фьючерсные). В некоторых штатах были приняты законы, запрещающие полностью фьючерсную торговлю. Первым ввел такой закон штат Иллинойс. Закон, принятый в 1867 г., запрещал продажу на срок товара, который не был в наличии у продавца. Закон почти не применялся, однако в 1867 г. были арестованы 7 членов Чикагской торговой палаты за сделку по продаже на срок. Хотя они были вскоре отпущены, инцидент вызвал волнение на биржевом рынке. На следующий год закон был отменен. В период до Первой мировой войны между правительством и биржевыми (фьючерсными) рынками действовало перемирие, все попытки ввести регулирование этих рынков проваливались. Первым таким шагом стал в 1916 г. закон о фьючерсной торговле хлопком.

   В 1921 г. был разработан и принят закон о фьючерсной торговле, однако вскоре он был признан неконституционным. Затем закон о зерновой фьючерсной торговле. Этот закон регулировал торговлю на Чикагской торговой бирже и на девяти других зерновых биржах.

  В последующее десятилетие Конгресс США вводил различные изменения в этот закон, однако лишь кризис 1939 г. и депрессия 30–х годов привел к его пересмотру. Принятый в 1936 г. Закон о товарных биржах распространил регулирование на прочие биржевые рынки и ввел новые понятия. Так, в этом законе предусматривалась возможность установления лимитов позиций по спекулятивным операциям. Он также требовал регистрации брокеров и комиссионных купцов. Закон 1936 г. запрещал торговлю опционами на фьючерсные контракты, этот запрет сохранялся до 1982 г.

  В 1947 г. Комиссия по товарным биржам была переименована в Администрацию по товарным биржам. Со временем выявились два недостатка этой организации: ее власть не распространялась на весь спектр биржевой торговли, поскольку она занималась в основном сельскохозяйственными товарами, и ее полномочия не соответствовали периоду бурного развития фьючерсного рынка в 1970-е годы.

  В 1974 г. был принят Закон о комиссии по товарной фьючерсной торговле, согласно которому был создан новый орган регулирования – комиссия по товарной фьючерсной торговле (КТФТ). Данная комиссия состоит из 5 членов, каждый назначается Президентом США и утверждается Конгрессом на пятилетний срок.

 Основные задачи КТФТ состоят в предотвращении использования рынка одной стороной в ущерб другой стороне, защите клиентов и обеспечении выполнения биржами своих экономических целей, выявления реального уровня цен и снижения риска, связанного с неблагоприятными изменениями цен.

  Функциями КТФТ являются:

· регистрация либо исключение из списка физических и юридических лиц, допущенных к операциям на бирже;

· выработка и опубликование правил и инструкций, необходимых для реализации закона;

· сообщение соответствующему клиенту или должностному лицу любого фьючерсного рынка всех фактов нарушения нормальной деятельности биржевого рынка;

· изменение или дополнение правил бирж по условиям контрактов, формам и методам осуществления торговли;

· направление деятельности фьючерсных рынков, если будут основания полагать, что складывается критическое положение;

· принятие мер, которые, по мнению комиссии, необходимы для поддержания или восстановления нормальной торговли на бирже;

· установление лимитов на количество контрактов, приобретаемых торговцами, и т. д.

  Регулирование биржевой торговли в других странах значительно отличается от американского. Так, например, в Великобритании до 1986 г. за деятельностью товарных бирж наблюдал Банк Англии и Департамент торговли, которые могли лишь в чрезвычайных ситуациях рекомендовать соответствующей бирже предпринять определенные действия по нормализации положения, например, повысить депозит или ограничить торговлю только ликвидацией контрактов.

   В 1986 г. в Великобритании было принято специальное законодательство (Financial Services Fct) и образован Совет по ценным бумагам и инвестициям, одна из задач которого – наблюдение за товарными и фондовыми биржами.

 Совет должен защищать интересы клиентов, вырабатывать единые стандарты и подходы в организации биржевой торговли.

 В целях более строгого регулирования была организована ассоциация фьючерсных брокеров и дилеров, в задачи которой входит регулирование деятельности основных участников биржевой торговли через их регистрацию.

 Правила ассоциации касаются порядка ведения операций, процедуры сбора и перевода депозитов и установление финансовых требований к профессиональным участникам рынка. Законодательство позволяет ассоциации проводить расследования и дисциплинарные процедуры.

 Во Франции вопросы регулирования биржевой деятельности входят в компетенцию комиссии по фьючерсным товарным рынкам. В последнее время регулирование со стороны этой комиссии стало более жестким. Так, она обязала биржи и их членов предоставлять клиентам больше информации о рынках и движении цен, повысила размер минимального капитала для зарегистрированных членов биржи с 1 до 3,5 млн фр.

  В Японии за деятельностью товарных бирж наблюдают различные министерства (финансов, сельского хозяйства, внешней торговли и промышленности).

 В Сингапуре в 1986 г. был принят закон, согласно которому контроль за биржами был возложен на министерство финансов, включая утверждение создания биржи и прекращения торговли на ней. Все пользователи товарных бирж – от торговцев до консультантов – должны получить от министерства финансов соответствующую лицензию, иначе их ожидает наказание в виде тюремного заключения до трех лет и штрафа до 30 тыс. синг. долл.

 За мошеннические сделки торговцы могут быть подвергнуты тюремному заключению на срок от семи лет и штрафу до 100 тыс. синг. долл. Кроме того, биржевики, чьи преднамеренные действия ведут к убыткам клиентов, обязаны возместить потери клиентов. Цель регулирования в Сингапуре и в других странах состоит в предотвращении мошенничества, распространения слухов, манипулирования ценами.

  В России используются другие подходы к регулированию биржевых рынков.

3. Правовое регулирование биржевой деятельности в России

  Биржевая деятельность в России регулировалась в порядке общего торгового законодательства, а частично – путем утверждения отдельных бирж.

  Законы, касающиеся бирж, содержались в статьях Торгового устава, изданного в 1903 г.

  Управление российскими биржами было сосредоточено в Министерстве торговли и промышленности в отделе торговли. Единственное исключение в этом отношении было допущено для фондового отдела Санкт-Петербургской биржи, который находился в ведении Министерства финансов.

  Однако в целом административное вмешательство в деятельность российских бирж было поставлено законом в сравнительно тесные рамки, и биржи можно было рассматривать как самоуправляющиеся организации.

 Согласно законодательству функция содействия биржам была возложена на органы городского общественного управления. Это содействие проявлялось в различных формах. Городское управление нередко бесплатно отводило участки земли под постройку биржевого здания, предоставляло бирже в безвозмездное пользование принадлежащие городу здания, воздвигало на свои средства под биржу специальные помещения и т. д. Такое отношение городов к нуждам биржи помимо указаний закона объясняется общностью задач с городским управлением, поскольку дело касалось интересов торговли и промышленности.

  В 1918 г. биржевая торговля в России прекратила свое существование и возобновилась только в 1921 г.

  В годы нэпа правовое регулирование бирж осуществляла комиссия по внутренней торговле. Комиссия (в дальнейшем комиссариат) придавала большое значение установлению нормальных взаимоотношений с товарными биржами. Государство в лице комиссариата считало, что биржи являются частью общей системы торговли, организующий товарооборот в стране и упорядочивающий его исключительно экономическими мерами. В то же время Комиссия осуществляла общее руководство и надзор над биржей. Взаимоотношения государства и биржи определялись постановлением Совета труда и обороны от 23 августа 1922 г., согласно которому государство:

· Осуществляло правовой надзор за деятельностью биржи.

· Получало от бирж сведения о товарообороте.

· Проводило текущие проверки деятельности биржи.

· Регистрировало и давало заключение о закрытии биржи.

   Таким образом, в период существования советских бирж государственные органы торговли четко разграничивали сферы своего влияния на биржи и область самостоятельности этих негосударственных организаций. В этом подходе уже тогда проявлялся элемент создания управляемого рынка, который был отброшен с переходом на монопольную государственную торговлю.

  Советская биржа была не только организованным рынком, но и звеном в цепи организации государственного регулирования торговли.

  Государственное вмешательство в деятельность бирж в период нэпа было намного сильнее, чем до революции, но его все-таки нельзя считать повсеместным. Лишь в 1930-е годы с победой командно-административной модели управления экономикой последние элементы регулируемых рыночных отношений были окончательно упразднены.

  Современный этап в деятельности российских бирж начался в июле 1990 г. регистрацией Московской товарной биржи (МТБ).

 Первым документом, регламентирующим биржевую деятельность в РСФСР, стало "Временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР", утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. № 181. В это время в стране уже существовал ряд бирж.

 Положением определялись цели создания бирж, возможные учредители, минимальный размер уставного капитала, органы государственного контроля, некоторые гарантии самоуправления бирж и, самое главное в условиях того времени – предприятиям разрешалась реализация на биржах по свободным ценам товаров, произведенных сверх государственного заказа, и объемов поставок для обеспечения межреспубликанских обязательств.

  В 1992 г. был принят закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле", подписанный Президентом 20 февраля и введенный в действие с 1 марта 1992 года.

  Для осуществления государственного регулирования и контроля деятельности товарных бирж при Государственном комитете по антимонопольной политике создается комиссия по товарным биржам (КТБ), положение о которой было утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. № 152. В ее состав включаются представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, представители биржевых союзов, ассоциаций и иных общественных объединений предпринимателей, а также эксперты.

  На комиссию по товарным биржам возложены следующие основные задачи:

· выдача лицензии на организацию биржевой торговли, осуществление и контроль лицензирования биржевых посредников и биржевых брокеров;

· контроль за выполнением законодательства о биржах;

· организация изучения деятельности и развития бирж;

· разработка методических рекомендаций по подготовке биржевых документов;

· рассмотрение жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления законодательства в биржевой торговле;

· разработка и представление в законодательные органы предложений по совершенствованию законодательства о товарных биржах.

Комиссия по товарным биржам вправе:

· отказать бирже в выдаче лицензии, если ее учредительные документы и правила биржевой торговли не соответствуют требованиям Закона, или отложить выдачу лицензии при нарушении Положения о лицензировании товарных бирж;

· приостановить или аннулировать действие лицензии, если биржа нарушает законодательство;

· применять к бирже или биржевому посреднику штрафные санкции;

· назначать Государственного комиссара на биржу;

· организовывать аудиторские проверки деятельности бирж;

· требовать от бирж и клиринговых центров представления учетной документации;

· направлять в суд материалы для применения санкций к биржам и их членам, а в случае обнаружения признаков преступления передавать материалы в правоохранительные органы;

· направлять бирже обязательные для исполнения предписания об изменении или отмене положений нормативных биржевых документов и решений органов ее управления, а также о прекращении деятельности, противоречащий законодательству.

  В 1933 г. было принято "Временное положение о клиринговом учреждении".

  Для регулирования фондового рынка и координации деятельности его участников в России создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, в которой работают представители Министерства финансов РФ, Банка России, Комитета по антимонопольной политике и т. д.

  На территории страны разрешается работать только тем фондовым биржам, которые получили лицензию комиссии. Для ее получения необходимо учитывать следующие требования:

· фондовая биржа должна быть юридическим лицом и действовать на рынке профессионально;

· в штате должны быть профессионалы, имеющие квалификационный аттестат специалиста по работе с ценными бумагами Минфина РФ.

 Государственные органы вправе контролировать выполнение фондовыми биржами правил и положений о порядке проведения торгов. Государство как один из крупнейших эмитентов и активный участник рынка ценных бумаг заинтересовано в необходимых условиях обращения ценных бумаг, определении их рыночной стоимости, распространении надежной информации о ценах на рынке ценных бумаг, обеспечении техникой биржевых залов, предоставлении биржам современных линий коммуникаций, вплоть до спутниковой связи.

 Во всех законодательствах о биржах просматривается идея правового регулирования, направленная против монополизации и злоупотребления и на организацию конкуренции и цивилизованного посредничества.

4. Государственное регулирование биржевой деятельности через налогообложение и саморегулирование

  Государственное регулирование биржевой деятельности осуществляется посредством налогообложения самой биржи, а также взимания налога по тем операциям, которые на ней совершаются, включая операции с ценными бумагами. Налог на операции с ценными бумагами, ставшими биржевым товаром на фондовых биржах, представляют собой один из аспектов регулирования биржевой деятельности. Налогоплательщиками выступают юридические и физические лица, осуществляющие операции с ценными бумагами, – продавцы, покупатели. Объектом налогообложения является цена договора купли-продажи ценных бумаг.

  При уплате налога существуют льготы. Освобождены от налогообложения покупатели ценных бумаг первых эмиссий, акции при создании акционерных обществ, юридические лица, осуществляющие в установленном порядке посреднические операции за счет и по поручению клиентов при покупке государственных ценных бумаг.

  При уплате налога на прибыль от операций с ценными бумагами объектом налогообложения являются:

· дивиденд или процент, полученный по принадлежащим субъекту обложения (физическому или юридическому лицу) ценным бумагам; акциям, облигациям, депозитным сертификатам (исключение составляют государственные ценные бумаги, не подлежащие налогообложению);

· прибыль от продажи ценной бумаги по цене выше, чем цена приобретения; ставки принимаются в размере ставок налога на прибыль, установленных для данного предприятия;

· доходы от погашения облигаций, покупаемых с дисконтом, также по ставке налога на прибыль.

 Другим исторически сложившимся принципом регулирования биржевой деятельности, помимо государственного, является саморегулирование.

 Это направление используется всеми экономически развитыми государствами. Например, в США вне государственного регулирования остаются такие вопросы:

· как принципы организации биржи;

· организационная структура;

· органы управления;

· права учредителей и руководящих органов.

 Эти вопросы находят отражение в правилах торговли, уставах, положениях, которые разрабатываются каждой конкретной биржей самостоятельно.

 Российские биржи используют также принцип саморегулирования.

 Каждая биржа имеет определенные внутрибиржевые нормативные акты, которые являются основой биржевой деятельности конкретной биржи. К ним относят учредительный договор, устав и правила торговли.

  В учредительном договоре перечисляются учредители биржи, определяется цель ее создания и способы реализации поставленной задачи, устанавливаются ответственность учредителей по обязательствам биржи, первоначальный размер уставного фонда, деление его на акции и порядок распределения их между учредителями. В нем также фиксируются права и обязанности учредителей биржи, порядок распределения прибыли и учреждения резервного фонда, оговариваются условия прекращения деятельности биржи, указываются местонахождение и реквизиты.

  Жизнедеятельность товарной биржи обеспечивается уставом биржи, в котором отражаются: структура управления, органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений; размер уставного капитала; перечень и порядок формирования постоянных фондов; максимальное количество членов биржи; порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства; права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

  В правилах торговли на биржах находят отражение такие вопросы, как участники биржевых торгов и порядок проведения торгов; биржевой товар, порядок выставления и снятия его с торгов; биржевые сделки, их виды, порядок регистрации, оформления, расторжения и признания их недействительными; разрешение споров и санкции за нарушение правил биржевой торговли.

Заключение

 Управление биржевой деятельностью осуществляется со стороны государства и внутреннее регулирование нормативными документами биржи.

 Контроль за биржевой деятельностью со стороны государства – один из аспектов управления экономикой в целом. Государство регулирует взаимоотношения между производителем и потребителем, защищая права потребителей, поддерживает денежную систему, улучшает распределение ресурсов, ограничивает роль монополий, поощряет конкуренцию, дает возможность развиваться малым и средним предприятиям.

  Государственное регулирование биржевой деятельности не должно носить запретного характера, его задача состоит в том, чтобы обеспечить равные права всех членов биржевой торговли, стимулировать их участие в ней, строго контролировать соблюдение установленных правил, требований и положений, регулирующих биржевую деятельность. Поэтому регулирование биржевой деятельности со стороны государства биржевой деятельности заключается в создании единой правовой основы для функционирования бирж, контроле за их работой со стороны государственных органов, лицензировании деятельности как бирж, так и участников биржевой торговли, установлении системы налогообложения.

 Внутреннее регулирование или саморегулирование биржевой деятельности осуществляется самой биржей. Вопросы саморегулирования находят отражение в уставе, учредительном договоре, правилах торговли.

  Государственное и внутреннее регулирование биржевой деятельности обеспечивает участникам биржевой торговли равные права и возможности по заключению и использованию биржевых сделок.

Литература

1. Биржевое дело: Учебник / Под ред. В. А. Голанова, А. И. Басова. М.: Финансы и статистика, 1998. 304 с.

2. Биржевая деятельность: Учебник / Под ред. проф. А. Г. Грязновой, проф. Р. В. Корнеевой, проф. В. А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 1995. 240 с.

3. Биржевой портфель (Книга биржевика. Книга биржевого коммерсанта. Книга брокера) / Отв. ред. Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин. М.: "СОМИНТЭК", 1992. 704 с.

4. Товарные биржи: Учебное пособие / Сост. А. И. Сусуйкин, А. Н. Макаров. Н. Новгород: НКИ, 1998. 70 с.

 

Бесплатный конструктор сайтовuCoz